Распоряжение Правительства РФ от 16.07.2016 N 1506-р (ред. от 28.05.2020)
Об утверждении Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов"
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" (далее - Концепция);
план мероприятий по реализации Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов".
2. Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Концепции в установленной сфере деятельности.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Концепции.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 16 июля 2016 г. N 1506-р
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЕСТР ИНВАЛИДОВ"
Список изменяющих документов (в ред. распоряжений Правительства РФ от 18.10.2018 N 2253-р, от 20.09.2019 N 2140-р, от 28.05.2020 N 1421-р)
I. Общие положения
Настоящая Концепция разработана в целях реализации прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в части предоставления им гарантированных мер социальной защиты, осуществления контроля за ходом, объемом и качеством предоставляемых услуг, а также предоставления услуг инвалидам и информирования инвалидов об их праве на меры социальной защиты (поддержки).
Настоящая Концепция определяет цели и задачи создания федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" (далее - информационная система), ее структуру, состав информационных ресурсов, этапы создания и развития, а также основные принципы функционирования информационной системы.
Информационная система обеспечит возможность обращения в электронной форме инвалидов в федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, органы местного самоуправления, предоставляющие муниципальные услуги, и организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также межведомственное информационное взаимодействие указанных органов исполнительной власти путем размещения и получения сведений, содержащихся в информационных системах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет общую координацию деятельности по созданию, ведению и использованию информационной системы.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет координацию использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме и осуществляет координацию деятельности по подключению информационной системы к указанной инфраструктуре и единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Пенсионный фонд Российской Федерации является оператором информационной системы, а также государственным заказчиком работ по ее созданию и развитию.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 18.10.2018 N 2253-р)
Правомочия обладателя информационной системы и обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности, связанные с созданием информационной системы, в том числе на программные средства федерального реестра инвалидов, от имени Российской Федерации осуществляет оператор информационной системы.
Информация, содержащаяся в информационной системе, является официальной и юридически значимой. Информационная система подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Используемые в целях настоящей Концепции понятия означают следующее:
"инвалид" - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
"информационная система" - федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр инвалидов", функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации, в целях учета сведений об инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты;
"пользователи информации" - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, юридические лица, индивидуальные предприниматели, инвалиды (их законные представители), использующие информацию, размещенную в информационной системе;
"поставщики информации" - органы и организации, размещающие информацию в информационной системе;
"участники информационного взаимодействия" - оператор информационной системы, поставщики информации и пользователи информации.
II. Предпосылки создания информационной системы
Создание информационной системы осуществляется в рамках реализации статьи 5.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), устанавливающей необходимость формирования и ведения федерального реестра инвалидов.
Информация в отношении инвалидов по отдельным показателям (образование, трудоустройство, пенсионное обеспечение, выполнение индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов и программ реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, медицинские услуги, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, получение льгот, нуждаемость в улучшении жилищных условий и т.д.) находится в ведении различных ведомств и не доступна в оперативном и актуальном режиме.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует информационная система, содержащая актуальные сведения об инвалидах, которые могут использоваться как самими инвалидами (их законными представителями), так и государственными органами в целях выработки государственной политики и планирования своей деятельности.
Отсутствие достоверной информации о фактической численности инвалидов, об их уровне образования, трудовой занятости и потребности в мерах социальной защиты негативно сказывается на решении задач по контролю деятельности организаций, оказывающих услуги инвалидам, а также значительно затрудняет проведение анализа социально-экономического положения инвалидов.
Не решена проблема единой персонификации инвалидов в различных ведомственных системах. Отсутствие единого эталонного источника персонифицированной учетной записи инвалида значительно усложняет задачу корреляции данных о нем из различных источников.
Для повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и организаций созданы различные информационные системы, в том числе:
информационные системы Пенсионного фонда Российской Федерации, предназначенные для обеспечения выполнения возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации задач (программно-технический комплекс "Федеральная база данных пенсионеров" и программно-технический комплекс "Система персонифицированного учета");
государственная информационная система "Единая автоматизированная вертикально интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы", предназначенная для автоматизации процесса проведения медико-социальной экспертизы;
государственная информационная система "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах", предназначенная для обеспечения выполнения задач, возложенных на Фонд социального страхования Российской Федерации;
информационные системы в сфере охраны здоровья, предназначенные для обеспечения предоставления медицинских услуг и лекарственного обеспечения (единая государственная информационная система в сфере здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации);
информационные системы Федеральной службы по труду и занятости, предназначенные для обеспечения предоставления выплат отдельным категориям граждан, а также регистр получателей услуг, содержащий информацию об услугах по содействию занятости населения (программное обеспечение по центральным выплатам получателям ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий; программное обеспечение по формированию и обновлению баз данных получателей федеральных компенсационных выплат; автоматизированная информационная система "Реестр получателей государственных пособий гражданам, имеющим детей"; информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий "Работа в России");
единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам, создание которой осуществляется в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 г. N 2125-р для обеспечения развития общего, профессионального и дополнительного образования.
Кроме того, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации созданы собственные информационные системы, которые также нуждаются в актуальных сведениях об инвалидах для выработки и реализации государственной региональной политики.
В реализации системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, принимают участие:
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные полномочиями и осуществляющие функции по выработке и реализации государственной и региональной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих секторах сферы социального обеспечения инвалидов (органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, образования, культуры, опеки и попечительства, внутренних дел, физкультуры и спорта и др.);
государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования);
организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, участвующие в предоставлении мер социальной защиты (поддержки) инвалидам;
иные организации, а также индивидуальные предприниматели, участвующие в предоставлении услуг инвалидам в соответствии с заключенными государственными (муниципальными) контрактами;
общественные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, в соответствии со своими учредительными документами участвующие в социальном обеспечении инвалидов.
Совершенствование процедур и методов государственного управления определяет требования к новым механизмам и инструментам организации информационных потоков в социальной сфере, соответствие которым возможно обеспечить только путем развития информационных технологий, перевода их на качественно новый уровень сбора, обработки и использования информации.
Создание информационной системы позволит решить указанные проблемы, а также обеспечит переход на качественно новый уровень функционирования ведомственных информационных систем, содержащих информацию об инвалидах.
Создаваемая информационная система позволит исключить многократные обращения инвалидов в различные инстанции, повысить качество предоставляемых инвалидам государственных и муниципальных услуг и снизить количество документов и информации, подлежащих представлению для получения таких услуг.
III. Цели и задачи создания информационной системы
Основными целями создания информационной системы являются:
персонифицированное информирование граждан об их правах на меры социальной защиты (поддержки);
сокращение многократных обращений инвалидов в различные инстанции;
повышение качества государственных и муниципальных услуг посредством осуществления эффективного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, организаций, подведомственных указанным органам, участвующих в предоставлении мер социальной защиты (поддержки) инвалидов, государственных внебюджетных фондов, юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, участвующих в предоставлении услуг инвалидам;
организация статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом для обеспечения заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций актуальной статистической и аналитической информацией об инвалидах.
Информационная система должна обеспечивать решение следующих задач:
формирование федерального реестра инвалидов на основе учета сведений о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях (включая потребность в медицинских услугах, лекарственном обеспечении, технических средствах реабилитации, услугах в сфере образования, сопровождении при трудоустройстве и др.), производимых денежных выплатах инвалиду и об иных мерах социальной защиты;
отражение потребности инвалидов в обучении для прогнозирования необходимого количества мест для обучающихся с особыми образовательными потребностями в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и своевременного создания для них специальных условий для получения образования;
отражение потребности инвалидов в реабилитационных мероприятиях в части профессиональной реабилитации и профессиональной ориентации, трудовой деятельности, трудоустройства (доступные виды труда, оснащение (оборудование) специальных рабочих мест с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности и производственной адаптации);
создание базы данных для выработки государственной политики в отношении инвалидов, разработки документов для целей стратегического планирования на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований, разработки государственных программ, бюджетного планирования на основе детального учета потребностей инвалидов, их демографического состава и социально-экономического положения;
сокращение сроков оказания государственных и муниципальных услуг инвалидам, исполнения государственных функций, в том числе путем сокращения количества документов и информации, подлежащих представлению для получения государственных или муниципальных услуг, либо полного исключения необходимости представления инвалидом таких документов и информации;
обеспечение возможности обращения в электронной форме в органы и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги;
обеспечение доступа инвалида к сведениям о ходе реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации этого инвалида, а также программы реабилитации инвалида, инвалидность которого наступила вследствие несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний;
обеспечение доступа инвалида к сведениям о предусмотренных законодательством Российской Федерации мерах социальной защиты (поддержки);
обеспечение доступа инвалида к сведениям об исполнителях, ответственных за предоставление мер социальной защиты (поддержки), сроках и условиях их предоставления, в том числе в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, а также программы реабилитации инвалида, инвалидность которого наступила вследствие несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний;
обеспечение доступа инвалида к аналитическим сведениям о социально-экономическом положении инвалидов и их демографическом составе;
обеспечение актуального информирования гражданина о его правах на получение государственных услуг и иных сервисов и возможности их получения в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", с возможностью направления отзыва о качестве оказанных государственных и муниципальных услуг на специализированный сайт ("Ваш контроль") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
обеспечение возможности направления в вышестоящие органы и организации инвалидом обращения в случае оспаривания действий (решений, бездействия) государственного или иного органа, организации, ответственных за предоставление мер социальной защиты (поддержки), должностного лица, государственного или муниципального служащего либо использования иных внесудебных процедур урегулирования споров;
организация эффективного межведомственного взаимодействия, включая взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также межрегиональное взаимодействие;
предоставление контрольно-надзорным органам доступа к сведениям о нарушении прав инвалидов при оказании им государственных и муниципальных услуг с целью планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий;
обеспечение возможности выявления отдельных особо уязвимых категорий граждан из числа инвалидов в целях разработки в отношении них специальных мер государственной поддержки, в том числе инвалидов (детей-инвалидов) - выпускников образовательных организаций, ищущих работу впервые;
обеспечение интеграции информационной системы с порталом открытых данных Российской Федерации в части размещения агрегированных данных об инвалидах для их использования заинтересованными лицами и организациями.
IV. Основные принципы создания и функционирования
информационной системы
Создание и функционирование информационной системы основывается на применении следующих принципов:
полнота, достоверность, актуальность информации об инвалидах и своевременность ее размещения в информационной системе;
использование электронной подписи в целях придания юридической значимости сведениям, размещенным в информационной системе;
однократность размещения соответствующих сведений в информационной системе для их дальнейшего использования пользователями информации;
открытость, прозрачность и общедоступность информации, содержащейся в информационной системе, равный доступ к такой информации и к информационной системе для всех инвалидов, в том числе слабовидящих лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
использование для информационного обмена между ведомственными информационными системами инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
бесплатность размещения в информационной системе информации, а также доступа к такой информации и подключения к иной системе;
обеспечение бесперебойности и надежности функционирования информационной системы с организацией многоуровневой защиты информации и информационных каналов;
единство стандартов, классификаторов, технологий, форматов для поставщиков информации для размещения в информационной системе;
интеграция и взаимодействие информационной системы с иными информационными системами;
обеспечение единой системы персонификации инвалидов с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета;
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований по защите персональных данных от несанкционированного доступа;
ведение истории записей в федеральном реестре инвалидов;
обеспечение доступа федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и иных заинтересованных организаций к статистической и аналитической информации об инвалидах;
обеспечение доступа федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов к персональной информации об инвалидах с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
обеспечение доступа к информационной системе всех зарегистрированных пользователей вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных при условии регламентации прав доступа к ресурсам информационных систем;
этапность формирования информационной системы;
обеспечение возможности развития и модернизации информационной системы.
V. Функциональные требования к информационной системе
Информационная система обеспечит реализацию функций консолидации, систематизации и учета на федеральном уровне сведений об инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты.
Основанием для включения сведений об инвалиде в федеральный реестр инвалидов являются полученные от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы сведения о проведении освидетельствования и об установлении инвалидности.
Представление сведений об установлении инвалидности для размещения в информационной системе осуществляется в режиме реального времени при внесении информации об установлении инвалидности в государственную информационную систему "Единая автоматизированная вертикально интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" учреждениями медико-социальной экспертизы.
Представление иных сведений для размещения в информационной системе, предусмотренных статьей 5.1 Федерального закона, осуществляется поставщиками информации также в режиме реального времени при внесении соответствующей информации в информационные системы, указанные в разделе II настоящей Концепции.
Информационная система обеспечивает персонифицированный учет сведений об инвалиде, позволяющий обобщить все сведения в отношении конкретного лица, подлежащие размещению в информационной системе.
Персонифицированный учет инвалидов обеспечивается с использованием сведений, содержащихся в информационных системах Пенсионного фонда Российской Федерации, в части сведений, указанных в документе, подтверждающем регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета инвалида, и сведений, получаемых Пенсионным фондом Российской Федерации из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния в части сведений из записей актов гражданского состояния и от Министерства внутренних дел Российской Федерации - в части сведений о месте жительства и месте пребывания.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 20.09.2019 N 2140-р)
После введения в эксплуатацию единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния, создание которого предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования", Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает использование сведений, содержащихся в указанном ресурсе, и их представление поставщикам информации для персонифицированного учета инвалидов в информационной системе.
При ведении информационной системы будут также использоваться сведения о смерти инвалида на основании соответствующих сведений, содержащихся в указанном едином федеральном информационном ресурсе.
Информационная система должна обеспечивать функционирование личного кабинета инвалида в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для возможности получения инвалидом (его законным представителем) сведений, содержащихся в федеральном реестре инвалидов.
В случае если при прохождении очередной медико-социальной экспертизы (переосвидетельствовании) группа инвалидности (категория "ребенок-инвалид") не установлена либо поступила информация о смерти инвалида, сведения, содержащиеся в информационной системе в отношении данного лица, переносятся в архивную часть информационной системы.
Соблюдение требований, установленных федеральными законами "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "О персональных данных" и "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", обеспечивается всеми участниками информационного взаимодействия с информационной системой.
Информационная система обеспечивает при размещении сведений проверку электронной подписи уполномоченного лица поставщика информации, а также последующее формирование аналитической и статистической отчетности.
VI. Порядок формирования информационной системы
КонсультантПлюс: примечание.
О формировании и ведении федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений см. Постановление Правительства РФ от 16.07.2016 N 674.
Формирование и ведение информационной системы осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственных информационных системах, операторами которых являются федеральные органы исполнительной власти, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, Фонд социального страхования Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации, участвующие в предоставлении государственных услуг инвалидам.
Представление сведений для размещения в информационной системе осуществляется в режиме реального времени при внесении информации в государственные информационные системы, операторами которых являются поставщики информации.
Формирование и ведение информационной системы может обеспечиваться как путем представления сведений поставщиками информации с использованием информационных систем, операторами которых они являются, так и с использованием других государственных или муниципальных информационных систем, которые обеспечивают обработку соответствующих сведений.
При размещении поставщиками информации сведений об инвалиде обеспечивается соблюдение принципа однократности размещения таких сведений в информационной системе.
Запись об инвалиде вносится оператором в информационную систему на основании сведений из справки, подтверждающей факт установления инвалидности, представляемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Сведения, подлежащие размещению в информационной системе, представляются одним поставщиком информации посредством указания страхового номера индивидуального лицевого счета инвалида и размещения сведений, за которые данный поставщик информации определен ответственным, и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
В целях формирования и ведения федерального реестра инвалидов используются справочники, классификаторы и информация, содержащиеся в информационных системах поставщиков информации. При формировании федерального реестра инвалидов и классификатора мер социальной защиты (поддержки) в единой государственной информационной системе социального обеспечения обеспечивается использование Общероссийского классификатора информации по социальной защите населения (ОКИСЗН).
Представление сведений, предусмотренных пунктами 1 - 17 части четвертой статьи 5.1 Федерального закона для размещения в информационной системе осуществляется поставщиками информации с 1 января 2017 г.
Представление для размещения в федеральном реестре инвалидов сведений в сфере образования, здравоохранения, содействия занятости инвалидов, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с пунктом 18 части четвертой статьи 5.1 Федерального закона, осуществляется поставщиками информации не позднее 1 января 2018 г.
С момента ввода в промышленную эксплуатацию единой государственной информационной системы социального обеспечения, но не позднее 1 января 2018 г., оператор обеспечивает предоставление доступа единой государственной информационной системы социального обеспечения к сведениям об инвалиде, содержащимся в информационной системе.
VII. Этапы создания инфраструктуры
и программного обеспечения, формирования, ведения
и развития информационной системы
Учитывая сложность, масштаб и комплексность проблем, связанных с реализацией задач по созданию, ведению и использованию информационной системы, а также достигнутый уровень развития информационных систем поставщиков информации, предполагается осуществление работ поэтапно, на основе планируемых темпов создания и развития информационных систем поставщиков информации, их готовности размещать сведения в информационной системе и обеспечивать их защиту.
В целях ведения информационной системы оператор обеспечивает информационное взаимодействие с информационными системами, указанными в разделе II настоящей Концепции.
Создание информационной системы предполагается осуществлять в несколько этапов.
В рамках I этапа (2016 год) предполагается осуществлять предпроектное обследование, проектирование и создание информационной системы. Результатом реализации мероприятий I этапа станет введение в эксплуатацию информационной системы, позволяющей обеспечить обработку сведений об инвалидах, предусмотренных настоящей Концепцией для II этапа, а также первичное размещение поставщиками информации в информационной системе указанных сведений.
Основными задачами данного этапа являются:
разработка и утверждение по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации технического задания на создание информационной системы;
разработка документации на информационную систему;
разработка рабочей документации;
разработка или адаптация программного обеспечения;
пусконаладочные работы;
проведение предварительных испытаний информационной системы;
проведение опытной эксплуатации информационной системы;
проведение приемочных испытаний информационной системы.
Для решения указанных задач необходимо провести анализ существующих информационных систем поставщиков информации, разработать общую структуру информационной системы, выявить возможные риски и разработать способы их минимизации, в том числе сформировать модель угроз, провести сверку данных федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках первичного размещения информации в информационной системе, отработать форматы и модели взаимодействия и смоделировать аналитические отчеты.
Указанные мероприятия должны быть завершены до 1 августа 2016 г.
Опытная эксплуатация информационной системы будет проводиться до 15 декабря 2016 г. В рамках такой опытной эксплуатации будут осуществлены тестирование функциональных возможностей информационной системы, отработка технологических процессов информационной системы, разработка и внедрение регламента эксплуатации информационной системы, постановка задач по развитию и модернизации информационной системы с учетом хода работ по проектированию единой государственной информационной системы социального обеспечения, единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам, информационных систем в сфере охраны здоровья и информационных систем регионального уровня.
На основе данных Пенсионного фонда Российской Федерации о гражданах, имеющих инвалидность, учреждения медико-социальной экспертизы обеспечат дополнение информационного ресурса государственной информационной системы "Единая автоматизированная вертикально интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" сведениями в отношении граждан, информация о которых в настоящее время в указанной системе отсутствует. Для решения данной задачи потребуется перевод в 2016 - 2017 годах архивных сведений с бумажных носителей в электронный вид.
В информационной системе размещаются сведения по перечню согласно приложению.
Планируется завершение работ по формированию защищенных каналов связи между бюро медико-социальной экспертизы и главными бюро медико-социальной экспертизы в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".
В течение I этапа будет обеспечено принятие нормативных правовых актов, обязывающих организации, осуществляющие образовательную деятельность, независимо от их организационно-правовой формы своевременно размещать достоверные сведения в единой федеральной межведомственной системе учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам, и введение в эксплуатацию данной системы не позднее 1 января 2017 г.
В отношении сведений об оказании медицинской помощи будут разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие координирующую роль Министерства здравоохранения Российской Федерации в части организации санаторно-курортного лечения, а также обязывающие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представлять начиная с 1 января 2018 г. в Министерство здравоохранения Российской Федерации сведения о медицинской реабилитации инвалидов. Кроме того, в целях унификации будет утвержден классификатор медицинских рекомендаций по результатам оказания высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
В отношении сведений о предоставлении государственных услуг инвалидам в сфере содействия занятости населения Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости и органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации будут уточнены нормативные правовые акты, регламентирующие порядок, сроки и форму предоставления сведений, а также порядок формирования и ведения регистров получателей указанных услуг.
Будет разработан информационный сервис персонифицированного информирования инвалидов о наличии вакансий для инвалидов и обеспечена интеграция с информационно-аналитической системой Общероссийская база вакансий "Работа в России" для информирования инвалидов о доступных вакансиях. Обеспечивается отдельный учет инвалидов (детей-инвалидов) - выпускников образовательных организаций, ищущих работу впервые.
Государственные внебюджетные фонды, являющиеся получателями и пользователями информации, разрабатывают нормативные правовые акты, регламентирующие взаимодействие с информационной системой.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с поставщиками информации обеспечивает формирование классификатора сведений, подлежащих размещению в информационной системе, а также порядок его использования участниками информационного взаимодействия при размещении информации в информационной системе, в том числе в части сведений для направления на медико-социальную экспертизу, на основе Общероссийского классификатора информации по социальной защите населения (ОКИСЗН).
Доступ к сведениям, размещенным в информационной системе, пользователям информации на данном этапе не предоставляется.
В рамках II этапа (2017 год), который начинается с 1 января 2017 г., осуществляется регулярное представление сведений поставщиками информации в целях поддержания информационной системы в актуальном состоянии, выверка полноты и достоверности данных, выявление и устранение сбоев организационного и технического характера и обеспечивается доступ пользователей информации в объеме, определенном настоящей Концепцией для данного этапа. В 2017 году осуществляется эксплуатация как самой информационной системы, так и сервиса "личный кабинет" в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для обеспечения доступа инвалидов к их персональным данным и другим сведениям, содержащимся в федеральном реестре инвалидов, доступ к которым не запрещен законодательством Российской Федерации.
При размещении в информационной системе информации о результатах освидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы и выполнении рекомендованных реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов, прошедших освидетельствование до 2017 года, учитываются требования нормативных актов, действовавших в тот период времени. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы получают из информационной системы сведения о выполнении мероприятий в части профессиональных мер, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации и программой реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации и путевками на санаторно-курортное лечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. На данном этапе федеральные учреждения медико-социальной экспертизы завершают работу по переводу архивных сведений с бумажных носителей в электронный вид, при этом в отношении инвалидов, по которым указанная работа не завершена, в сервисе "личный кабинет" в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" сведения отражаются в объеме, представленном иными поставщиками информации.
В отношении сведений, содержащихся в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, будет обеспечено размещение в информационной системе информации об оказании высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе о проведении операции кохлеарной имплантации, лекарственном обеспечении лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, обеспечении инвалидов санаторно-курортным лечением (за исключением санаторно-курортного лечения, осуществляемого в рамках предоставления набора социальных услуг) в санаторно-курортных организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, и других сведений.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 28.05.2020 N 1421-р)
В отношении информации, содержащейся в единой федеральной межведомственной системе учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам, будет обеспечено размещение в информационной системе сведений об образовании и оказываемых услугах в сфере образования с учетом уровней образования, установленных законодательством Российской Федерации, и других сведений в сфере образования. Указанные сведения представляются в отношении всех образовательных организаций, в том числе организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В отношении информации, содержащейся в информационных системах Федеральной службы по труду и занятости, будет обеспечено размещение в информационной системе сведений о предоставлении инвалидам государственных услуг в сфере содействия занятости населения и исполнения индивидуальной программы реабилитации или абилитации и программы реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации, о наличии вакансий для инвалидов, а также о предоставлении выплат отдельным категориям граждан из числа инвалидов.
Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации в качестве поставщиков информации в информационной системе обеспечивают размещение сведений о предоставлении установленных законодательством Российской Федерации гарантий, выплат, компенсаций и иных мер социальной защиты, в том числе в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, а также путевками на санаторно-курортное лечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, а также путевками на санаторно-курортное лечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, обеспечивают размещение соответствующих сведений в информационной системе.
На данном этапе осуществляется использование сведений, размещенных в информационной системе, в целях реализации возложенных на пользователей информации государственных функций либо предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для учета изменений, внесенных в сведения об инвалиде, независимо от его места жительства (места пребывания).
Формирование и ведение информационной системы может обеспечиваться как путем представления сведений поставщиками информации с использованием собственных информационных систем, так и с использованием других государственных информационных систем, которые обеспечивают обработку соответствующих сведений.
Состав сведений, размещаемых поставщиками информации в информационной системе, подлежит актуализации по мере внесения изменений в нормативные правовые акты.
В целях оценки качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг обеспечивается функционирование сервиса "личный кабинет" в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" с возможностью размещения инвалидом отзывов об оказанных услугах и направления инвалидом обращения в случае оспаривания действий (решений, бездействия) государственных и иных органов и организаций, ответственных за предоставление мер социальной защиты (поддержки), должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в вышестоящие в порядке подчиненности органы и организации либо использования иных внесудебных процедур урегулирования споров.
Организуется недискриминационный доступ как к информационной системе, так и к информации, содержащейся в ней, всех пользователей, в том числе инвалидов по зрению, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Доступ обеспечивается к информационной системе всех зарегистрированных пользователей независимо от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных в соответствии с условиями регламентации прав доступа к ресурсам информационной системы.
Также предоставляется доступ к сведениям о нарушении прав инвалидов при оказании им государственных и муниципальных услуг контрольно-надзорным органам с целью планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Кроме того, обеспечивается доступ федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и иных заинтересованных организаций к статистической и аналитической информации об инвалидах, содержащейся в информационной системе, а также к персональной информации об инвалидах с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Обеспечивается интеграция с порталом открытых данных Российской Федерации в части размещения агрегированных данных об инвалидах для их использования заинтересованными лицами и организациями.
Кроме того, на данном этапе поставщики информации, представляющие сведения, предусмотренные настоящей Концепцией для III этапа, осуществляют подготовку нормативных правовых актов (при необходимости), обеспечивающих сбор актуальных и достоверных сведений, возможность размещения этих сведений в информационной системе и устанавливающих ответственность за их недостоверность.
Поставщики информации обеспечивают проведение работ по повышению актуальности данных, в том числе в части сокращения сроков введения данных в собственные информационные системы, в целях последующего своевременного размещения в информационной системе.
Оператор дорабатывает информационную систему в части обеспечения обработки сведений об инвалидах и иных сведений с учетом их состава и объема, предусмотренного настоящей Концепцией для III этапа, для последующего предоставления пользователям информации.
При создании единой государственной информационной системы социального обеспечения, предусмотренной главой 2.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", учитывается необходимость ее интеграции с информационной системой.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет общую координацию подготовительных работ для размещения сведений в информационной системе на III этапе, а также совместно с оператором информационной системы и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводит анализ иных государственных информационных систем на предмет возможного расширения перечня сведений, размещаемых в информационной системе на III этапе.
В рамках III этапа (2018 - 2019 годы) расширяется перечень и состав сведений, размещаемых поставщиками информации в информационной системе, а также круг поставщиков информации. Обеспечивается интеграция информационной системы с единой государственной информационной системой социального обеспечения.
Оказание государственных и муниципальных услуг инвалидам осуществляется на основе сведений, содержащихся в информационной системе. Сведения о результатах оказания таких услуг также подлежат размещению в информационной системе.
Обеспечивается доступ инвалида к дополнительному перечню и составу сведений, содержащихся в информационной системе, в том числе к персонифицированным сведениям о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Представление сведений, размещение которых было обеспечено на II этапе, осуществляется в режиме реального времени при внесении информации в собственные информационные системы поставщиками информации.
Министерством здравоохранения Российской Федерации обеспечивается координация работ по размещению в информационной системе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья сведений об оказании медицинской помощи инвалидам государственными и муниципальными медицинскими организациями, в том числе в части исполнения мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации и программой реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также об оказании инвалидам паллиативной помощи. Обеспечивается координация вопроса о предоставлении санаторно-курортного лечения. Сведения об обеспечении инвалидов санаторно-курортным лечением в учреждениях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, дополняются сведениями о санаторно-курортном лечении в санаторно-курортных учреждениях, находящихся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, а также аналогичными сведениями в рамках исполнения своих полномочий субъектами Российской Федерации (за исключением санаторно-курортного лечения, осуществляемого в рамках предоставления набора социальных услуг). Обеспечивается сбор и размещение в информационной системе сведений об обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, отпускаемыми по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой.
На данном этапе федеральные учреждения медико-социальной экспертизы получают размещенные в информационной системе сведения об исполнении мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации и программой реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части медицинских мер.
На данном этапе Федеральная служба по труду и занятости обеспечивает размещение в информационной системе сведений, полученных от частных агентств занятости, в том числе о доступных вакансиях для инвалидов.
Интеграция информационной системы с единой государственной информационной системой социального обеспечения обеспечит доступ к имеющимся у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведениям о предоставлении инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в части обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, бесплатным проездом на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
VIII. Управление созданием информационной системы
Общую координацию деятельности по созданию, ведению и использованию информационной системы осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, которое в том числе:
формирует требования к созданию и развитию информационной системы;
разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий необходимые нормативные правовые акты;
обеспечивает создание и развитие информационной системы;
согласовывает техническое задание на создание информационной системы;
обеспечивает разработку и мониторинг исполнения планов мероприятий по созданию, ведению и развитию информационной системы.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 18.10.2018 N 2253-р)
координирует формирование требований к системам федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления в части обеспечения информационного взаимодействия с подсистемами информационной системы;
координирует использование инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, и осуществляет координацию деятельности по подключению информационной системы к указанной инфраструктуре и единой системе межведомственного электронного взаимодействия;
осуществляет координацию и технологическое обеспечение межведомственного электронного взаимодействия;
координирует использование технологической инфраструктуры для обеспечения функционирования информационной системы.
Государственным заказчиком работ по созданию и развитию информационной системы, а также ее оператором с 1 января 2017 г. определен Пенсионный фонд Российской Федерации.
Оператор информационной системы:
обеспечивает финансирование мероприятий по организации инфраструктуры информационной системы (на платформе федерального центра обработки данных и с использованием сети передачи данных органов власти) и по координации межведомственного взаимодействия (сверх мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме") в рамках установленных лимитов бюджетных обязательств;
во взаимодействии с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности субъектов Российской Федерации по подключению региональных информационных систем к информационной системе;
разрабатывает и утверждает по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации техническое задание на создание информационной системы;
обеспечивает реализацию планов мероприятий по созданию, ведению и развитию информационной системы, ее соответствие заданным требованиям;
разрабатывает предложения по определению перечня информационных ресурсов, которые должны быть интегрированы с информационной системой, и состава информации, представляемой для размещения в информационной системе;
устанавливает технологические требования к сбору, контролю и обработке информации, форматы хранения и представления данных в информационную систему;
разрабатывает единые механизмы передачи и получения данных для взаимодействия с поставщиками и пользователями информационной системы;
размещает данные на портале открытых данных Российской Федерации, обеспечивает актуальность сведений о правах граждан на получение установленных мер социальной защиты (поддержки), а также получение государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
обеспечивает использование Общероссийского классификатора информации по социальной защите населения (ОКИСЗН) для формирования сведений, размещенных в информационной системе всеми поставщиками информации;
обеспечивает бесперебойное функционирование информационной системы;
обеспечивает возможность интеграции и взаимодействия с информационной системой иных информационных систем, в том числе интеграцию с единой государственной информационной системой социального обеспечения;
обеспечивает информационное взаимодействие информационных систем поставщиков информации и пользователей информации с информационной системой.
Данные, полученные в ходе обработки сведений, размещенных в информационной системе, подлежат размещению оператором информационной системы ежеквартально на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных при условии обязательного обезличивания персональных данных. Указанные данные должны содержать сведения о численности инвалидов по группам инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о производимых инвалидам денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в установленной сфере деятельности реализуют мероприятия по информационному взаимодействию ведомственных информационных систем с информационной системой на основе планов по интеграции информационных ресурсов с информационной системой, разрабатываемых с учетом сроков и этапов реализации настоящей Концепции, в том числе в целях оказания государственных и муниципальных услуг на основании сведений, размещенных в информационной системе, и передачи информации об их выполнении для размещения в информационной системе.
IX. Оценка социальной эффективности создания
информационной системы
Информационная система позволит в рамках выполнения Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг":
оказывать услуги по назначению выплат инвалидам в электронной форме, то есть в режиме онлайн без их личного обращения в органы, предоставляющие услуги, что улучшит сервис предоставления услуг в первую очередь гражданам с ограниченными возможностями здоровья;
не запрашивать у граждан дополнительные документы, необходимые для оказания им государственных и муниципальных услуг;
исключить запросы в другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для подтверждения сведений и информации (в случае обращения за государственной услугой не по месту жительства (регистрации).
Основным положительным результатом предоставления услуг инвалидам будет являться:
сокращение временных затрат на личное обращение;
возможность обращения за оказанием государственных и муниципальных услуг без привязки к конкретному субъекту Российской Федерации.
Создание информационной системы также решит вопрос об обеспечении контроля за установлением соответствующих выплат в установленные законодательством Российской Федерации сроки и исключении случаев их одновременного назначения в разных субъектах Российской Федерации.
Создание информационной системы будет способствовать:
повышению информированности инвалидов об их правах на меры социальной защиты (поддержки);
расширению возможностей контроля за оказанием государственных и муниципальных услуг, в том числе со стороны инвалида;
повышению информационной открытости и прозрачности системы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации;
созданию условий для получения актуальной и достоверной информации в отношении граждан, признанных инвалидами, и о мерах социальной защиты (поддержки) в полном объеме из информационных ресурсов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг инвалидам. Информационная система будет являться единым межведомственным источником информации об инвалидах и об оказываемых им мерах социальной защиты (поддержки);
повышению качества и оперативности предоставления информации, необходимой для принятия органами исполнительной власти решений в сфере социальной защиты инвалидов;
совершенствованию межведомственного электронного взаимодействия различных информационных систем, содержащих информацию об инвалидах.
X. Поставщики информации
Поставщиками информации для формирования и ведения информационной системы являются Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги инвалидам, а также федеральные учреждения медико-социальной экспертизы и иные организации, участвующие в предоставлении таких услуг.
Достоверность и актуальность сведений, размещаемых в информационной системе, предполагается обеспечить путем установления в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности за неразмещение или нарушение порядка, способов и (или) сроков размещения такой информации либо ее размещение не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации. Указанную ответственность планируется распространить на лиц, в чьи должностные обязанности входит представление сведений для размещения в информационной системе при их введении в информационные системы, указанные в разделе II настоящей Концепции.
Поставщики информации должны:
обеспечить представление достоверных и актуальных сведений оператору информационной системы на безвозмездной основе в электронной форме с использованием единого сервиса единой системы межведомственного электронного взаимодействия и единых форматов сведений, утвержденных оператором информационной системы, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи с учетом требований, установленных Федеральным законом "Об электронной подписи". Обработка сведений, содержащих персональные данные инвалидов, осуществляется исключительно в целях, предусмотренных частью первой статьи 5.1 Федерального закона с соблюдением требований Федерального закона "О персональных данных";
использовать сведения, содержащиеся в информационной системе, для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, в том числе в электронной форме, с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
XI. Пользователи информации
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы государственных внебюджетных фондов, предоставляющие государственные услуги, связанные с наличием инвалидности у гражданина, не вправе требовать с 1 января 2018 г. от инвалидов, организаций или иных уполномоченных органов представления документов и информации, сведения о которых содержатся в информационной системе, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, связанные с наличием инвалидности у гражданина, - с 1 января 2019 г.
Инвалид (его законный представитель) вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Оператор, пользователи информационной системы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, содержащимся в информационной системе, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Инвалиды (их законные представители), являясь пользователями информации, для получения доступа к сведениям, содержащимся в информационной системе, и государственным и муниципальным услугам используют сервис "личный кабинет" в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Информационная система обеспечивает инвалидам, являющимся пользователями информации, возможность обращения за следующими услугами:
назначение Фондом социального страхования Российской Федерации обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного лица при наличии прямых последствий страхового случая;
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами - протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников;
предоставление Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;
назначение страховых пенсий по инвалидности;
установление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (инвалидам);
содействие инвалидам в поиске подходящей работы.
XII. Финансирование мероприятий по созданию, ведению
и использованию информационной системы
Мероприятия по созданию, ведению и использованию информационной системы отражены в государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".
Расходы, связанные с ведением информационной системы, предполагается осуществлять за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываемых в общем объеме расходов на соответствующий финансовый год в составе расходов на содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации.