Принимая на работу людей с ограниченными возможностями, учреждение должно быть готово предоставить гарантии и льготы, обеспечить соответствующие условия труда. Об этом мы и поговорим в статье.
Учреждение может принимать инвалидов на работу как на добровольных началах, так и во исполнение обязательств, возложенных на него законодательством.
Квотирование
Если численность работников в организации составляет более 100 человек, субъект Российской Федерации устанавливает для нее квоту рабочих мест для инвалидов. Ее определяют в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 2 и не более 4 процентов (ст. 21 Закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", далее - Закон). В Москве этот показатель составляет 4 процента (п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании рабочих мест"), в Санкт-Петербурге - 2,5 процента (ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 г. N 280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге"), в Калужской области - 2 процента (ст. 1 Закона Калужской области от 31 марта 2004 г. N 300-ОЗ "О регулировании правоотношений в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов на территории Калужской области") и т.д.
В соответствии с установленной квотой работодатель должен ежемесячно представлять в центры занятности населения по месту своего нахождения отчет о выполнении квоты и информацию об имеющихся вакансиях для трудоустройства инвалидов. Также предоставляются данные о:
среднесписочной численности работников организации;
числе работающих инвалидов;
самостоятельно рассчитанном количестве рабочих мест, выделяемых или создаваемых в счет квоты, а также данные о численности инвалидов, которых необходимо принять на квотируемые рабочие места, с учетом ранее трудоустроенных;
и т.д.
Самое интересное, что практически во всех законах субъектов Российской Федерации по-прежнему содержится фраза: "Выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами" или "В случае невыполнения или невозможности выполнения закрепленной за организациями квоты работодатели ежемесячно вносят в бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида, равную величине прожиточного минимума, за предшествующий квартал для трудоспособного населения, в пределах установленной квоты".
Однако еще в 2005 году Верховный Суд Российской Федерации в определении от 10 августа 2005 г. по делу N 5-Г05-45 признал подобные фразы противоречащими законодательству (тогда рассматривались положения московского закона). Судьи указали, что данная плата по своим характеристикам обладает признаками налога. Другими словами, закон устанавливает региональный налоговый платеж, не предусмотренный Налоговым кодексом.
Но организации продолжают платить компенсацию стоимости квотируемого рабочего места ввиду того, что в законы никаких поправок внесено не было. И, конечно, задаются справедливым вопросом: можно ли учесть данные траты при исчислении налога на прибыль? Финансисты, надо сказать, пока к единому мнению не пришли. Так, зимой 2008 года они решили данную проблему в пользу налогоплательщиков (письмо Минфина России от 31 января 2008 г. N 03-03-06/1/64), а уже весной изменили свою точку зрения (письма Минфина России от 24 апреля 2008 г. N 03-03-06/1/294, УФНС по г. Москве от 4 марта 2008 г. N 20-12/020737.1). При этом чиновники напомнили, что данные расходы не принимают для целей налогообложения уже с 1 января 2005 года, и если в декларациях по налогу на прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2005-2007 годов при формировании базы были учтены суммы уплаченной компенсационной стоимости квотируемого рабочего места за каждого нетрудоустроенного инвалида, то следует подать уточненные декларации за соответствующие периоды (ст. 54 НК РФ).
Бюджетный учет компенсации стоимости квотируемого места
Дебет 0 401 01 290
"Прочие расходы"
Кредит 0 302 18 730
"Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам"
- начислена компенсация стоимости квотируемого рабочего места;
Дебет 0 302 18 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам"
Кредит 1 304 05 290 (2 201 01 610)
"Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам" ("Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов")
- произведена оплата компенсации стоимости квотируемого рабочего места.
Если уплаченную сумму возвращают учреждению в следующем году, бухгалтеру нужно сделать такие записи:
Дебет 0 205 03 560
"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"
Кредит 0 401 01 130
"Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"
- начислен возврат;
Дебет 1 210 02 130 (2 205 10 560)
"Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг" ("Увеличение кредиторской задолженности по прочим доходам")
Кредит 1 205 03 660 (2 401 01 180)
"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг" ("Прочие доходы")
- поступление денежных средств в доход бюджета;
Дебет 2 201 01 510
"Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"
Кредит 2 205 10 660
"Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам"
- поступление денежных средств на внебюджетный лицевой счет.
Если денежные средства возвращают в текущем году, проводки такие: Сторно:
Дебет 0 401 01 290
"Прочие расходы"
Кредит 0 302 18 730
"Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам".
Также нужно сделать записи:
Дебет 2 201 01 510
"Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"
Кредит 2 302 18 730
"Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам";
Дебет 1 304 05 290
"Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам"
Кредит 1 302 18 730
"Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам".
Особые условия
Хочется сразу заметить: Трудовой кодекс не содержит требования предоставлять документы об инвалидности при приеме на работу (ст. 65 ТК РФ). Однако гарантии и льготы могут быть предоставлены лишь на основании таких документов, к коим относятся:
справка медико-социальной экспертизы, в которой указывают группу инвалидности и степень ограничения способности к трудовой деятельности (форма 1503004, утверждена постановлением Минтруда России от 30 марта 2004 г. N 41);
индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная медико-социальной экспертной комиссией (приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 29 ноября 2004 г. N 287). Данная программа представляет собой комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ст. 11 Закона). Она может включать, к примеру, санаторно-курортное лечение. Программу можно выполнять и посредством бесплатной доставки инвалидов на работу и обратно (письмо УФНС по г. Москве от 16 ноября 2007 г. N 28-11/109498). Оплата, производимая за инвалида в рамках программы реабилитации, не подлежит обложению НДФЛ (п. 22 ст. 217 НК РФ).
Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время, сверхурочной работе, в выходные и праздничные дни только с их письменного согласия и при условии, что работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом они должны быть в письменной форме ознакомлены с правом отказаться от данной работы (ст. 96, 99, 113 ТК РФ).
Внимание
В соответствии с пунктом 1 статьи 5.42 Кодекса об административных правонарушениях отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 2000 до 3000 рублей.
Сокращенная продолжительность
Для инвалидов I и II групп установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда (ст. 92 ТК РФ, ст. 23 Закона). При этом различные надбавки стимулирующего характера должны выплачиваться в полном объеме, так как сокращенная продолжительность, установленная законодательством для отдельных категорий работников, является для них полной нормой труда и поэтому не влечет уменьшения оплаты труда (письмо Минздравсоцразвития РФ от 11 мая 2006 г. N 12918/МЗ-14).
Продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов должна устанавливаться в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами (ст. 94 ТК РФ).
Отпуск
Продолжительность ежегодного отпуска для инвалидов должна составлять не менее 30 дней (ст. 23 Закона). Они имеют право на отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 дней в году (ст. 128 ТК РФ). Для этого работник должен написать соответствующее заявление.
Что касается инвалидов-чернобыльцев, они имеют право на ежегодный очередной оплачиваемый отпуск в удобное для них время, а также на дополнительный отпуск продолжительностью 14 дней (п. 5 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст. 123 ТК РФ), который оплачивается органами социальной защиты населения. Для этого организация должна выдать таким работникам справки о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов) и периоде, за который предоставляется отпуск, подписанные руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенные печатью (постановление Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой").
Внимание
Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на выплату пособия по временной нетрудоспособности до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году в размере 100 процентов среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год (п. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"). Пособие по временной нетрудоспособности выплачивают в полном размере независимо от непрерывного стажа работы (п. 6 ст. 14 Закона РФ N 1244-1).
Заметим, в письме от 22 ноября 2007 г. N 03-04-06-02/210 Минфин России указал, что дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам не в качестве платы за труд в организации, а как компенсация за потерю здоровья вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Предоставление такого отпуска не может быть предметом трудового договора. Значит, его оплата за счет средств федерального бюджета не является объектом обложения НДФЛ и ЕСН. Аналогичное мнение содержат письма Минфина России от 12 октября 2007 г. N 03-04-06-01/356, N 03-04-06-01/355, от 1 июня 2007 г. N 03-04-06-02/8.
НДФЛ
Работник-инвалид имеет право на два стандартных налоговых вычета (ст. 218 НК РФ).
Вычет в размере 3000 рублей в месяц. К лицам, имеющим право на него, относят в том числе (подп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ):
лиц, получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из числа лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных), военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от места дислокации указанных лиц и выполняемых ими работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения, лиц, эвакуированных из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон, лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от времени, прошедшего со дня проведения операции по трансплантации костного мозга и времени развития у этих лиц в связи с этим инвалидности;
лиц, ставших инвалидами, получившими или перенесшими лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
инвалидов Великой Отечественной войны;
инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих.
Обратите внимание: данный вычет не предоставляется участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, хотя они и приравниваются по статусу к инвалидам войны (письмо ФНС России от 9 апреля 2007 г. N 04-1-02/272@). Дело в том, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса сказано: право на получение стандартного налогового вычета в размере 3000 рублей распространяется в том числе на инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих. Участники Великой Отечественной войны в этот список не включены, следовательно, данная льгота на них не распространяется.
Право на вычет в размере 500 рублей в месяц имеют (подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ):
инвалиды детства;
инвалиды I и II групп.
Вычет в размере 500 рублей также предоставляется независимо от величины годового дохода работника.
Внимание
Если в результате освидетельствования (переосвидетельствования) работник получает инвалидность, то налоговая льгота по ЕСН применяется с 1-го числа месяца, в котором получена инвалидность. Если в результате освидетельствования (переосвидетельствования) работник теряет право на инвалидность, то с 1-го числа месяца, в котором потеряно данное право, налоговая льгота в отношении этого физического лица не применяется (письмо Минфина России от 5 апреля 2006 г. N 03-05-02-04/33).
Кроме того, не облагают НДФЛ следующие выплаты:
стоимость путевок инвалидам в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (кроме туристских), которые приобретены за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль (п. 9 ст. 217 НК РФ). Из приведенной нормы следует, что одним из условий освобождения от обложения НДФЛ сумм полной или частичной компенсации путевок, выплачиваемых работодателями, определено наличие у организации прибыли, а средства, необходимые для выплаты названных сумм, должны формироваться после уплаты налога на прибыль. При отсутствии у организации нераспределенной прибыли на момент оплаты путевок работникам сумма такой оплаты признается доходом налогоплательщика, полученным от работодателя (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 марта 2008 г. по делу N Ф04-2003/2008(2378-А27-34));
суммы, потраченные организацией на технические средства профилактики и реабилитации работников-инвалидов: слуховые аппараты, протезы и т.д. (п. 22 ст. 217 НК РФ);
материальную помощь, полученную инвалидами-пенсионерами от бывшего работодателя, в пределах 4000 рублей (п. 28 ст. 217 НК РФ);
стоимость медикаментов, которую возместили инвалидам, в пределах 4000 рублей (п. 28 ст. 217 НК РФ). Льготой можно воспользоваться только в том случае, если лекарства назначены врачом и есть документы, подтверждающие их покупку.
ЕСН
Организации освобождаются от уплаты ЕСН с выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы (подп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ). В такие выплаты могут входить, например, взносы в негосударственный пенсионный фонд, перечисленные на именной счет инвалида (письмо Минфина России от 29 мая 2007 г. N 03-04-06-02/101). При этом не имеет значения, по какому договору инвалид получает вознаграждение - трудовому, гражданско-правовому или авторскому. Однако ЕСН придется начислять в случае, если на работу приняли ребенка-инвалида. Такая категория присваивается гражданину в возрасте до 18 лет, если у него обнаружено стойкое расстройство функций организма, возникшее в результате заболеваний, последствий травм или дефектов (п. 7 постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом"). Поскольку ребенок-инвалид не имеет группы инвалидности, то, осуществляя выплаты в его пользу, организация не сможет воспользоваться льготой.
Как сказано в письме Минфина России от 27 декабря 2006 г. N 03-05-02-04/189, льгота по ЕСН применяется при наличии у работников соответствующих справок, выданных государственной службой медико-социальной экспертизы. Однако налоговое законодательство не содержит требования о том, что для подтверждения инвалидности следует представить именно упомянутую справку. Право на льготу можно подтвердить и выпиской из акта медицинского освидетельствования ВТЭК, из которого следует, что работник имеет инвалидность (постановления ФАС Уральского округа от 5 декабря 2006 г. по делу N Ф09-10768/06-С2, Северо-Западного округа от 13 апреля 2007 г. по делу N А56-25352/2006), или удостоверением, выданным комитетом социальной защиты населения, в котором указано на инвалидность (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 февраля 2007 г. по делу N Ф04-892/2007(31914-А81-42)).
Сведения о данных справках указывают в разделе 3 расчета по авансовым платежам по ЕСН и налоговой декларации по ЕСН. Законодательство не содержит требования о представлении каких-либо дополнительных документов или их копий, подтверждающих правомерность использования льгот, при условии правильного заполнения соответствующих разделов декларации (постановление ФАС Уральского округа от 20 апреля 2006 г. по делу N Ф09-2849/06-С2).
Страховые взносы
В письме Минфина России от 29 мая 2007 г. N 03-04-06-02/101 чиновники обратили внимание на то, что специальных норм, предоставляющих льготы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, Закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не содержит. Поэтому на все начисленные выплаты в пользу работника-инвалида организация должна начислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке исходя из его возрастной группы.
Взносы на травматизм
Организации имеют право применять льготу по выплатам, начисленным в пользу работников-инвалидов I, II и III групп. Страховые взносы с зарплаты инвалидов нужно уплачивать в размере 60 процентов страхового тарифа (ст. 1 Закона от 21 июля 2007 г. N 186-ФЗ, ст. 2 Закона от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ). Выплаты инвалидам по договорам гражданско-правового характера учитываются при расчете суммы взносов на травматизм, только если это предусмотрено договором (п. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Налог на прибыль
Расходы, произведенные организацией, где трудятся инвалиды, на цели их социальной защиты, учитываются в составе прочих расходов (подп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ). Правда, численность работников-инвалидов должна составлять не менее 50 процентов среднесписочной численности всего персонала, а доля расходов на оплату их труда в общем объеме выплат - не менее 25 процентов. При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность не включают инвалидов, работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
К целям социальной защиты относят:
улучшение условий и охраны труда инвалидов;
создание и сохранение рабочих мест для инвалидов (приобретение и монтаж оборудования, в том числе организация труда рабочих-надомников);
обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов;
изготовление и ремонт протезных изделий;
приобретение и обслуживание технических средств реабилитации (включая приобретение собак-проводников);
санаторно-курортное обслуживание инвалидов, а также лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов;
защита прав и законных интересов инвалидов;
мероприятия по интеграции инвалидов в общество (включая культурные, спортивные и иные подобные мероприятия);
обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов);
приобретение и распространение среди инвалидов печатных изданий общественных организаций инвалидов, видеоматериалов с субтитрами или сурдопереводом;
и т.д.
Кроме прочих расходов налогооблагаемую базу уменьшат затраты на доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством. Их включают в расходы на оплату труда (п. 23 ст. 255 НК РФ).