Распоряжение Правительства Астраханской области от 29.10.2015 N 462-Пр (ред. от 13.11.2020) "О плане мероприятий ("дорожной карте") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах социальной защиты населения, ....
Распоряжение Правительства Астраханской области от 29.10.2015 N 462-Пр (ред. от 13.11.2020) "О плане мероприятий ("дорожной карте") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах социальной защиты населения, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспорта, связи и информации, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства Астраханской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 октября 2015 г. N 462-Пр
О ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЕ") ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ
И УСЛУГ В СФЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТРУДА
И ЗАНЯТОСТИ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ,
ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА, ТОРГОВЛИ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Список изменяющих документов
(в ред. Распоряжений Правительства Астраханской области
от 21.07.2016 N 295-Пр, от 09.03.2017 N 89-Пр,
от 30.10.2017 N 479-Пр, от 31.07.2019 N 345-Пр, от 13.11.2020 N 459-Пр)
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности" утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах социальной защиты населения, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспорта, связи и информации, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства Астраханской области.
Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН
Утвержден
Распоряжением Правительства
Астраханской области
от 29 октября 2015 г. N 462-Пр
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В СФЕРАХ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ,
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ
И ИНФОРМАЦИИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ТОРГОВЛИ,
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Список изменяющих документов
(в ред. Распоряжений Правительства Астраханской области
от 21.07.2016 N 295-Пр, от 09.03.2017 N 89-Пр, от 30.10.2017 N 479-Пр,
от 31.07.2019 N 345-Пр, от 13.11.2020 N 459-Пр)
I. Обоснование целей обеспечения доступности для инвалидов
объектов и услуг, а также мероприятий по их достижению
в установленные сроки
1. Общие положения
В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию "О правах инвалидов", принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13.12.2006 (далее - Конвенция).
Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Конвенция была ратифицирована.
Подписание Конвенции Российской Федерацией фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов. Для Российской Федерации подписание Конвенции является показателем готовности страны к соблюдению международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Законодательство Российской Федерации конкретизирует реализацию положений Конвенции. Создание доступной среды для инвалидов регулируют Воздушный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и другие нормативные правовые акты.
В связи с принятием Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее - Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны разработать планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности.
2. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости ее решения
В настоящее время в Астраханской области проживает около 51 тыс. инвалидов (в том числе 4 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет), из них 12 тыс. человек - инвалиды с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, 6 тыс. инвалидов по зрению и 2 тыс. инвалидов по слуху.
В зависимости от формы инвалидности лицо сталкивается с определенными барьерами, мешающими ему пользоваться зданиями, сооружениями и предоставляемыми населению услугами наравне с остальными людьми.
Несмотря на сравнительно невысокую долю инвалидов в общей численности населения области (менее 5%), остается нерешенной важная социальная проблема - устранение барьеров для инвалидов в различных сферах жизнедеятельности.
Барьерами различной степени выраженности могут быть пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, высокое расположение информации, высокие прилавки, отсутствие места для разворота на кресло-коляске, узкие дверные проемы, коридоры, отсутствие тактильных указателей, отсутствие зрительной информации, в том числе при чрезвычайных ситуациях на объекте социальной инфраструктуры, отсутствие возможности подключения современных технических средств реабилитации (слуховых аппаратов) к системам информации, отсутствие сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика, отсутствие посторонней помощи при преодолении препятствий (при необходимости) и другие физические и информационные барьеры.
Доступность для инвалидов достигается с помощью разумного приспособления. В статье 2 Конвенции разумное приспособление определяется как внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.
Разумное приспособление заключается в том, что деятельность организации приспосабливается для инвалидов двумя способами. Во-первых, обеспечивается доступность зданий и сооружений данной организации путем оборудования их пандусами, широкими дверными проемами, надписями шрифтом Брайля, и т.п. Во-вторых, обеспечивается доступность для инвалидов услуг этих организаций путем изменения порядка их предоставления, оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении.
Данная работа начата в регионе еще в 1996 году, когда Постановлением Главы Администрации Астраханской области от 15.10.1996 N 343 была утверждена Программа создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности на 1997 - 1999 годы, включающая в себя в основном вопросы транспортного обслуживания инвалидов, обеспечения инвалидов по зрению и слуху тифлотехническими приборами и слуховыми аппаратами, доступности массовых мероприятий, которые в целом были реализованы.
В целях продолжения начатой работы были приняты Распоряжение Губернатора Астраханской области от 30.12.2002 N 1369-р "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности", Закон Астраханской области от 27.12.2004 N 70/2004-ОЗ "Об установлении организациям квоты для приема на работу инвалидов", Постановление Правительства Астраханской области от 10.05.2007 N 170-П "О дополнительном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно за счет средств бюджета Астраханской области"; расширен перечень профессий, по которым осуществляется обучение и переобучение инвалидов; сооружены пандусы при входе в наиболее посещаемые общественные учреждения, продолжена работа по оборудованию светофоров звуковыми приставками, обеспечению инвалидов по зрению и слуху тифлотехническими приборами и слуховыми аппаратами.
Мероприятия по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности реализовывались в рамках Распоряжения Правительства Астраханской области от 19.03.2009 N 73-Пр "О плане мероприятий по приспособлению объектов социальной сферы для жизнедеятельности инвалидов на 2009 - 2011 годы", Постановлений Правительства Астраханской области от 28.05.2009 N 244-П "Об отраслевой целевой программе "Социальная защита населения Астраханской области на 2010 - 2011 годы", от 20.07.2011 N 255-П "О государственной программе "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы.
Постановлениями Правительства Астраханской области от 29.08.2011 N 326-П "О государственной программе "Социальная защита населения Астраханской области на 2012 - 2016 годы" и от 12.09.2014 N 399-П "О государственной программе "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области" работа в указанном направлении была продолжена.
С учетом имеющихся проблем возникает необходимость проведения на территории области комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов.
План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах социальной защиты населения, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспорта, связи и информации, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства Астраханской области (далее - дорожная карта) является документом планирования взаимоувязанных по срокам реализации и исполнителям мероприятий, проводимых в целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, установленных статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также иными федеральными законами, законами Астраханской области, нормативными правовыми актами Астраханской области, регулирующими вопросы предоставления услуг населению в соответствующих сферах деятельности.
Целью разработки дорожной карты является обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемым в них услугам инвалидов на территории Астраханской области.
Создание доступной среды для инвалидов в организациях культуры, физической культуры и спорта и других сферах жизни обеспечит право каждого на свободный доступ к предоставляемым в них услугам как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, право на занятия физической культурой и спортом, право на посещение учреждений культуры для всех категорий граждан и групп населения.
В решении вопросов создания доступной среды для инвалидов на территории региона существует ряд проблем, требующих комплексного подхода:
- несистематизирована, а следовательно, неэффективна организация профилактической работы, направленной на ликвидацию проявлений дискриминации по признаку инвалидности, на воспитание толерантного отношения к гражданам с ограниченными возможностями здоровья;
- объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры остаются для инвалидов труднодоступными из-за отсутствия элементарных приспособлений. К числу таких объектов относятся учреждения системы образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, спорта, административные здания и общественный транспорт.
Статьей 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, а также включают (до 1 июля 2016 года) требования к обеспечению условий доступности предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг в административные регламенты их предоставления.
В соответствии с Распоряжением Правительства Астраханской области от 21.07.2014 N 295-Пр "О проведении паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" проведена паспортизация объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Астраханской области.
По итогам паспортизации руководителями органов и организаций принимаются управленческие решения для определения первоочередных мер по дальнейшему обустройству и адаптации объектов и услуг социальной инфраструктуры Астраханской области.
Работа по созданию условий для безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов на объектах социальной инфраструктуры организациями осуществляется по следующим направлениям:
- определение ответственных за организацию этой работы должностных лиц, а также создание рабочих групп по разработке мероприятий;
- организация проведения обследования соответствия действующих зданий, помещений, в которых гражданам предоставляются услуги, а также порядков их предоставления положениям статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государственным стандартам (в том числе в сферах образования, здравоохранения, социального обслуживания и т.д.), сводам правил, строительным нормам и другим, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам;
- осуществление проверки проектов документации на проведение капитального ремонта (модернизации, реконструкции) зданий, на строительство (аренду) новых зданий (помещений), проектов договоров о закупке оборудования и транспортных средств с последующим принятием решений по исключению случаев аренды, ввода в эксплуатацию новых объектов (транспортных средств), не соответствующих требованиям об их полном соответствии потребностям инвалидов;
- определение объемов и сроков проведения работ по поэтапному приведению действующих объектов и порядков предоставления на них услуг в соответствие с требованиями по обеспечению их доступности для инвалидов;
- подготовка расчета потребности финансовых средств, необходимых для выполнения указанных работ в рамках финансирования мероприятий, предусмотренных утвержденными планами развития организации;
- определение сроков проведения работ по поэтапному приведению объектов и порядков предоставления услуг в соответствие с условиями обеспечения их доступности для инвалидов с учетом утвержденных планов развития организации;
- организация проведения инструктирования (обучения) сотрудников организации, предоставляющей услуги населению, по вопросам оказания услуг инвалидам в доступных для них форматах;
- определение порядка предоставления услуг инвалидам на объектах, которые невозможно полностью приспособить с учетом их нужд (до их реконструкции или капитального ремонта), в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (путем обеспечения им доступа к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, предоставления необходимой услуги по месту жительства или в дистанционном режиме);
- представление в соответствующий уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (по подведомственности) предложений по включению в административные регламенты предоставления гражданам государственных услуг положений, обеспечивающих соблюдение установленных законодательством Российской Федерации условий их доступности для инвалидов.
3. Цели и задачи мероприятий
Целью мероприятий дорожной карты является обеспечение на территории региона беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемым в них услугам.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
Задача 1. Совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов в Астраханской области.
Реализация данной задачи позволит оптимизировать межведомственное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности при обеспечении доступности для указанной категории граждан объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых в них услуг.
Задача 2. Повышение уровня доступности для инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемым в них услугам на территории Астраханской области.
Реализация данной задачи будет способствовать созданию условий для интеграции инвалидов в общество и повышению качества жизни инвалидов в современных условиях.
Задача 3. Повышение уровня доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Астраханской области.
Реализация данной задачи позволит обеспечить развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов на территории Астраханской области и увеличение числа получателей различных видов услуг в различных сферах жизнедеятельности.
Задача 4. Информационно-методическое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
Реализация данной задачи повысит уровень профессиональной компетентности специалистов, работающих с инвалидами, обеспечит создание эффективно действующей системы информационного обеспечения инвалидов и устранит "отношенческие" барьеры в обществе.
Задача 5. Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Астраханской области.
Реализация данной задачи позволит изменить сложившуюся патерналистскую ориентацию политики в отношении инвалидов, строящуюся на социальных стереотипах, обуславливающих обособленность, низкую социальную адаптивность людей с инвалидностью.
Задача 6. Обеспечение наиболее полного и эффективного использования возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций в решении задач социального развития Астраханской области посредством наращивания потенциала некоммерческих организаций и обеспечения его максимально эффективного использования.
Реализация данной задачи позволит поддержать общественные организации инвалидов за счет выделения субсидий из бюджета на проведение различных мероприятий.
Решение представленного комплекса задач по формированию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов позволит создать благоприятные условия для их социальной адаптации, будет способствовать гармоничному развитию личности инвалидов через реализацию их творческого, интеллектуального и физического потенциала.
4. Управление и контроль
за реализацией мероприятий дорожной карты
Реализация мероприятий осуществляется соисполнителями в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Астраханской области.
Организацию исполнения мероприятий, текущее управление, координацию и контроль реализации дорожной карты осуществляет министерство социального развития и труда Астраханской области с привлечением общественных организаций инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории Астраханской области.
(в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 21.07.2016 N 295-Пр)
Соисполнителями мероприятий дорожной карты являются:
- министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области;
(в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 13.11.2020 N 459-Пр)
- министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области;
(абзац введен Распоряжением Правительства Астраханской области от 13.11.2020 N 459-Пр)
- министерство экономического развития Астраханской области;
- министерство здравоохранения Астраханской области;
- министерство образования и науки Астраханской области;
- министерство культуры и туризма Астраханской области;
- министерство физической культуры и спорта и Астраханской области;
- министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области;
(в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 09.03.2017 N 89-Пр)
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства Астраханской области от 09.03.2017 N 89-Пр.
- министерство государственного управления, информационных технологий и связи Астраханской области;
(в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 13.11.2020 N 459-Пр)
- агентство по занятости населения Астраханской области.
Соисполнители мероприятий дорожной карты представляют в министерство социального развития и труда Астраханской области:
- ежеквартально, до 5-го числа следующего за кварталом месяца, информацию о работе, проделанной в рамках исполнения мероприятий дорожной карты, и объектах социальной инфраструктуры, на которых созданы условия для безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов за прошедший период;
- ежегодно, в срок до 20 января, информацию о работе, проделанной в рамках исполнения мероприятий дорожной карты за прошедший период;
- до 1 декабря информацию о мероприятиях, планируемых в рамках исполнения мероприятий дорожной карты, и объектах социальной инфраструктуры, на которых планируется создать условия для безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в следующем году.
5. Оценка эффективности
реализации мероприятий дорожной карты
Мероприятия дорожной карты направлены на предоставление инвалидам и детям-инвалидам равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности.
Оценка эффективности реализации мероприятий дорожной карты будет определяться на основе величин плановых значений показателей и степени их достижения в результате реализации мероприятий.