ИНФОРМАЦИОННО–АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций в декабре 2006 года, является уникальным международным юридическим договором. Конвенцию подписали 185 государств и Европейский союз. Россия ратифицировала этот важнейший документ в мае 2012 года.

Цель Конвенции – гарантировать самому многочисленному меньшинству в мире – а сейчас в мире проживает более миллиарда инвалидов, - те же права и возможности, что и у остальной части человечества. Международное сообщество объединилось, чтобы предоставить в распоряжение государств эффективный международно-правовой документ с целью положить конец несправедливости и дискриминации, нарушениям прав граждан с инвалидностью.

Основные принципы, которыми должны руководствоваться страны, подписавшие Конвенцию:

  • уважение присущего человеку достоинства, его независимости, личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, отсутствие дискриминации
  • полное и эффективное вовлечение и включение в жизнь общества, в его политическую, экономическую, культурную и социальную деятельность
  • уважение особенностей инвалидов, принятие их в качестве компонента людского многообразия и части человечества
  • равенство возможностей в охране здоровья, в получении образования, в доступе к информации, участие в политической и общественной жизни, в труде, отдыхе, культурной жизни, возможности иметь семью, вести полноценную жизнь
  • принцип доступности как устранение преград, которые препятствуют тому, чтобы инвалиды пользовались своими правами
  • равенство мужчин и женщин. Конвенция признает, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды подвергаются множественной дискриминации – по инвалидности, по признаку пола, а также по другим причинам. Поэтому к этой группе государства должны проявлять особое внимание
  • уважение развивающихся особенностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность

Опираясь на основные положения Конвенции, Российская Федерация приступила к совершенствованию своего законодательства. В результате принятия пакета новых законодательных нормативных актов начались глубинные изменения в социальной жизни и экономической деятельности российского общества. Так, все вновь возводимые объекты градостроительства строятся с учетом требований доступности; существующая инфраструктура планомерно совершенствуется; проводится адаптация транспортной инфраструктуры: удобные тротуары, низкопольный транспорт; улучшился доступ к информации (включая содействие использованию жестового языка, азбуки Брайля, других способов и форматов общения); разрабатываются индивидуальные программы реабилитации и абилитации инвалидов, программы трудоустройства; регулярно повышаются пенсии, и, наконец, самое главное – российское общество стало более дружелюбным, внимательным и открытым для людей с инвалидностью.

Мы научились Жить вместе.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ПО КОНВЕНЦИИ ООН ПО ПРАВАМ ИНВАЛИДОВ

Конвенция является всеобъемлющим кодексом прав инвалидов, устанавливает права инвалидов во всех областях общественной жизни, а также содержит определения основных понятий, общие принципы и обязательства государств-участников. 

Какие права имеют инвалиды?

Все члены общества имеют равные права - гражданские, культурные, экономические, политические и социальные. Примерами таких прав являются следующие:

  • равенство перед законом без дискриминации
  • право на жизнь, свободу и безопасность личности
  • равенство перед законом и в правовых возможностях
  • свобода от пыток
  • свобода от эксплуатации, насилия и надругательства
  • право соблюдать физическую и психическую неприкосновенность
  • свобода передвижения и гражданства
  • свобода выражения мнений и убеждений
  • уважение к частной жизни
  • уважение дома и семьи
  • право на образование
  • право на охрану здоровья
  • право на труд
  • право на достаточный жизненный уровень
  • право на участие в политической и общественной жизни
  • право на участие в культурной жизни

Все инвалиды имеют право на свободу от дискриминации в осуществлении их прав, в том числе право на свободу от дискриминации по признаку инвалидности, а также по любым другим признакам, таким, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное, сословное или иное положение.

Что такое Конвенция о правах инвалидов?

Конвенция о правах инвалидов является международным договором, в котором определяются права лиц с инвалидностью, а также обязательства государств-участников Конвенции в целях содействия, защиты и обеспечения этих прав. Конвенция устанавливает два механизма реализации ее положений: Комитет по правам инвалидов, созданный для контроля, а также Конференция государств-участников, созданная для рассмотрения вопросов, касающихся осуществления положений Конвенции.

Государствами проводятся переговоры с участием организаций гражданского общества, национальных правозащитных учреждений и межправительственных организаций. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Конвенцию 13 декабря 2006 года. Она была открыта для подписания 30 марта 2007 года. Государства, которые ратифицировали Конвенцию, юридически обязаны соблюдать стандарты Конвенции.

Что такое Факультативный протокол к Конвенции?

Факультативный протокол также является международным договором. Факультативный протокол предусматривает две процедуры, направленные на укрепление исполнения и мониторинга Конвенции. Во-первых, это индивидуальные сообщения - процедура позволяет людям заявить в Комитет о нарушении их прав. Во-вторых, является процедурой расследования с предоставлением Комитету полномочий для проведения выявления грубых или систематических нарушений Конвенции.

Какие иные международные документы признают права инвалидов?

Государства приняли специальные документы по защите и поощрению прав людей с инвалидностью в течение последних десятилетий. Самые значимые из них:

  • Декларация о правах инвалидов (1995 год)
  • Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1981)
  • Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (1991)
  • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993)

Несмотря на то, что руководящие принципы, декларации, резолюции и другие документы не являются юридически неукоснительными, они выражают моральные и политические обязательства государств, и могут быть использованы в качестве руководства к принятию законов или разработки политики в отношении инвалидов. Отметим, что некоторые положения Принципов защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи подверглись критике в Конвенции о правах инвалидов. Нормы, в которых существует какой-либо конфликт между этими двумя документами, заменяются.

Имеют ли отношение к Конвенции о правах инвалидов другие конвенции в области прав человека?

Все конвенции по правам человека касаются каждого, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах защищает от дискриминации по какому-либо признаку. Существуют также конвенции о правах человека, касающиеся дискриминации в отношении женщин, детей, трудящиеся-мигрантов и других групп людей.

Основные договоры по правам человека:

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
  • Международный пакт о гражданских и политических правах
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации
  • Конвенция против пыток
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
  • Конвенция о правах ребенка
  • Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
  • Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений
  • Конвенция о правах инвалидов

Все конвенции по правам человека включают положение о защите от дискриминации. Однако, только одно из этих соглашений - Конвенция о правах ребенка - конкретно признает необходимость защиты от дискриминации по признаку инвалидности.

Тем не менее, все конвенции рассматривают понятие "инвалидность" косвенно в качестве основания для дискриминации. Естественно, что инвалиды не должны подвергаться дискриминации, когда эти конвенции применяются. Таким образом, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении, например, женщин, распространяется на всех представительниц женского пола, в том числе женщин-инвалидов.

Зачем нужна Конвенция о правах инвалидов?

Конвенция необходима для четкого подтверждения того, что защищаются права инвалидов и укрепляется уважение к этим правам. Хотя существующие конвенции в области прав человека предлагают значительные возможности для поощрения и защиты прав лиц с инвалидностью, этот потенциал в полной мере не используется. Во многих странах мира  инвалиды лишены своих прав. Продолжающаяся дискриминация в отношении инвалидов подчеркнула необходимость принятия юридически обязательных документов, в которых изложены правовые обязательства государств по поощрению и защите прав лиц с инвалидностью.

Почему Конвенция уникальна?

Конвенция является первой конвенцией по правам человека в 21 веке и первым юридически обязательным документом для всесторонней защиты прав лиц с инвалидностью. Несмотря на то, что Конвенция не устанавливает новые права человека, в ней изложены с гораздо большей ясностью обязательства государств поощрять, защищать и гарантировать права лиц с ограниченными возможностями. Конвенция не только конкретизирует, что государства не должны ущемлять права и свободы людей с инвалидностью.  В ней также излагается ряд мер, которые государства должны предпринять для создания благоприятных условий с тем, чтобы лица с ограниченными возможностями здоровья могли пользоваться реальным равенством в обществе. Например, Конвенция требует от государств обеспечить доступ к физической среде и информационно-коммуникационным технологиям. Кроме того, государства имеют обязательства в отношении повышения информированности, содействия доступу к правосудию, обеспечение личной мобильности, а также сбору данных, имеющих отношение к Конвенции. Таким образом, Конвенция является более глубоким документом, чем другие договоры по правам человека.

Конвенция предполагает расширение социальной направленности и признает важность международного сотрудничества, его поощрения в поддержку национальных усилий по осуществлению основных положений Конвенции:

  • обеспечение международных программ развития, включая и доступные для инвалидов
  • содействие и оказание поддержки созданию потенциала взаимодействия
  • поддержка сотрудничества в области исследований и доступа к научным и техническим знаниям
  • оказание технической и экономической помощи в случае необходимости

Каково содержание Конвенции о правах инвалидов?

Конвенция определяет права людей с инвалидностью, и обязательства государства по поощрению, защите и обеспечению этих прав, а также механизмы для поддержки осуществления и мониторинга. Содержание можно разбить следующим образом:

  • преамбула дает в общем контексте Конвенции определение наиболее важных вопросов
  • цели Конвенции заключаются в защите и обеспечении полных и равных  прав человека и основных свобод всех людей с инвалидностью, а также в поощрении уважения и присущего им достоинства
  • определение основных терминов в Конвенции: связь, язык, дискриминация по признаку инвалидности, разумное размещение и универсальный дизайн
  • общие принципы определяют стандарты и требования, которые применяются для осуществления всех прав, закрепленных в Конвенции, таких, как принцип недискриминации и принцип равенства
  • обязанности разъясняют меры, которые государства должны принять для поощрения, защиты и обеспечения прав, закрепленных в Конвенции
  • права - выявление существующих гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав человека, подтверждающих, что лица с инвалидностью также имеют эти права
  • определение мер - определение конкретных шагов, которые государства должны предпринять для обеспечения благоприятных условий для осуществления прав человека, а именно: повышение осведомленности общественности, обеспечение доступности, защиты и безопасности в чрезвычайных гуманитарных ситуациях, содействие доступу к правосудию, обеспечение индивидуальной мобильности, что способствует абилитации и реабилитации, а также сбор статистических данных и информации
  • международное сотрудничество - признание важности поддержки международным сообществом совместной работы по обеспечению наиболее полного осуществления прав людей с инвалидностью
  • осуществление и контроль - обязывает государства создавать национальные рамки для мониторинга и реализации Конвенции, и устанавливает конференции государств-участников для рассмотрения любого вопроса в связи с осуществлением положений Конвенции и Комитета по правам инвалидов для мониторинга Конвенции
  • заключительные положения - здесь изложены процедуры для подписания, ратификации, вступления в силу, и другие процедурные требования, имеющие отношение к Конвенции

Какие существуют принципы Конвенции?

Статья 3 определяет общие принципы, которые применяются для осуществления прав инвалидов. Ими являются:

  • уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор и независимость лиц с инвалидностью
  • недопущение дискриминации
  • полная и эффективная интеграция в общество
  • уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности
  • равенство возможностей
  • доступность 
  • равенство между мужчинами и женщинами
  • уважение эволюционирующих способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность

Являются ли термины "инвалидность" и "инвалиды" определенными в Конвенции?

Конвенция не содержит определения понятия "инвалидность" или "инвалиды" как такового. Тем не менее, элементы преамбулы и статьи 1 служат ориентиром для уточнения применения Конвенции.

  • "инвалидность" - в преамбуле признается, что инвалидность является развивающейся  концепцией, результатом взаимодействия между людьми с нарушениями и поведенческими и экологическими барьерами, которые препятствуют их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими"
  • "инвалиды" - статья 1 гласит, что "К лицам с ограниченными возможностями относятся те, которые имеют длительные физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими"

Некоторые элементы этих положений, выделяются особо:

1. Признание того, что инвалидность является развивающейся концепцией в результате поведенческих и экологических барьеров, препятствующих участию инвалидов в жизни общества. Таким образом, понятие "инвалидность" не является фиксированным и может изменяться, в зависимости от сложившейся обстановки со стороны общества и по отношению к обществу.

2. Инвалидность не считается заболеванием, но рассматривается как результат взаимодействия между негативным отношением или отторжением из окружающей среды состояния конкретных лиц. Люди с инвалидностью могут участвовать в качестве активных членов общества и использовать весь спектр своих прав.

3. Конвенция не ограничивается освещением проблемы конкретных лиц, а определяет лиц, имеющих долгосрочные физические, психические, интеллектуальные и сенсорные недостатки в качестве бенефициаров в соответствии с Конвенцией.

Какие обязательства государств в отношении прав инвалидов есть в Конвенции?

Конвенция определяет общие и конкретные обязательства государств-участников в отношении прав инвалидов. С точки зрения общих обязательств государства должны:

  • принимать законодательные и административные меры, направленные на поощрение прав инвалидов
  • принимать законодательные и иные меры для ликвидации дискриминации
  • защищать и поощрять права инвалидов в рамках всех стратегий и программ
  • остановить любую практику в отношении нарушения прав людей с инвалидностью
  • обеспечить гарантию уважения государственного сектора прав людей с инвалидностью
  • обеспечить уважение частным сектором и отдельными лицами прав инвалидов
  • проводить исследования и разработку доступных товаров, услуг и технологий для инвалидов и поощрять других к проведению таких исследований
  • обеспечить доступ к информации о вспомогательных технологиях для инвалидов
  • содействовать профессиональной подготовке по вопросам прав по Конвенции для специалистов и сотрудников, которые работают с инвалидами
  • обеспечить участие инвалидов в разработке и осуществлении законодательства и политики, а также в процессах принятия решений, затрагивающих их интересы

Как контролируется выполнение положений Конвенции?

Конвенция требует контроля как на национальном, так и на международном уровне. Конвенция требует от государств, в соответствии с их правовой и административной системой, поддержки, укрепления, защиты и контроля выполнения.

На международном уровне Конвенцией учреждается Комитет по правам инвалидов, который выполняет функции рассмотрения периодических докладов государств о мерах, принятых для осуществления Конвенции. Кроме того, Комитет имеет полномочия для рассмотрения индивидуальных сообщений и проведения расследования в отношении тех государств, которые ратифицировали Факультативный протокол.

Что такое национальные механизмы для поощрения, защиты и наблюдения за осуществлением Конвенции?

Понятие национальной основы для поощрения, защиты и мониторинга Конвенции является открытым. Конвенция признает, что такие структуры могут отличаться в различных  странах, позволяя устанавливать гибкие рамки в соответствии с каждой государственно-правовой и административной системой. Конвенция также предусматривает, что любой орган должны быть независимыми. Национальные рамки будут включать создание независимых институтов по правам человека, таких, как комиссии по правам человека или омбудсмена. Тем не менее, база может содержать другие элементы, например, суды.

Что такое Комитет по правам инвалидов?

Комитет по правам инвалидов является органом, независимым экспертам которого поручен обзор выполнения государствами положений Конвенции. Эти эксперты будут выступать в личном качестве. Изначально Комитет включал двенадцать независимых экспертов, позже, после 60 ратификаций или присоединений к Конвенции, их количество выросло до 18 членов. Государства-участники выбирают экспертов на основе их компетентности и опыта в области прав человека и инвалидности, а также с учетом географического представительства, уровня развития правовых систем, гендерного баланса.

Комитет рассматривает периодические доклады, подготовленные государствами, о шагах, предпринятых ими для осуществления Конвенции. Для государств, являющихся участниками Факультативного протокола, Комитет также имеет полномочия принимать жалобы от отдельных лиц о предполагаемых нарушениях их прав и проведения расследований в случае грубых или систематических нарушений Конвенции.

Что такое Конференции государств-участников?

Конвенция устанавливает Конференции государств-участников, которые проводят заседания с целью рассмотрения вопросов, связанных с осуществлением Конвенции. Конвенция оставляет открытым точный характер роли Конференции государств-участников, хотя в ее обязанности входит избрание членов Комитета по правам инвалидов, обсуждение и принятие предложенных поправок к Конвенции.

Что такое периодическая отчетность?

Каждое государство-участник Конвенции представляет в Комитет по правам инвалидов первоначальный всеобъемлющий доклад о мерах, принимаемых для осуществления Конвенции. Этот документ государство-участник обязано подготовить в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для этого государства. Первоначальный доклад должен:

  • установить конституционные, правовые и административные рамки для осуществления Конвенции
  • объяснить политику и программы, принятые в целях осуществления каждого из положений Конвенции
  • выявлять прогресс, достигнутый в реализации прав людей с инвалидностью в результате ратификации и реализации Конвенции
  • Каждое государство должно представлять последующие доклады не реже одного раза в четыре года или, в тех случаях, когда Комитет запрашивает доклады, один раз в год

Последующие доклады должны:

  • ответить на вопросы, освещенные в Комитете в  заключительных замечаниях к предыдущим докладам
  • указывать на прогресс, достигнутый в реализации прав людей с инвалидностью в течение отчетного периода
  • выделить какие-либо препятствия, с которыми правительство и другие субъекты власти, возможно, сталкивались в ходе осуществления Конвенции за отчетный период

Есть ли возможность подать жалобу в Комитет, если права были нарушены?

Да. Факультативный протокол к Конвенции устанавливает процедуры индивидуальных сообщений, что позволяет отдельным лицам и группам лиц государств-участников Протокола обратиться с жалобой в Комитет по правам инвалидов, если государство нарушило одно из своих обязательств по Конвенции. Жалоба определяется как "сообщение". Комитет рассматривает жалобы и замечания государства и на этой основе формулирует выводы и рекомендации, направляет  государству и делает их достоянием общественности.

Может ли Комитет по правам инвалидов проводить расследования?

Да. Процедуру расследования устанавливает Факультативный протокол. Если Комитет получает достоверную информацию, свидетельствующую о серьезных или систематических нарушениях государством-участником Факультативного протокола какого-либо из положений Конвенции, Комитет может предложить государству рекомендации в вопросах реагирования на такую информацию. После рассмотрения замечаний государства-участника и любой другой достоверной информации, Комитет может назначить одного или нескольких своих членов для проведения расследования и создать доклад в срочном порядке. Если государство согласится, то Комитет, возможно, посетит страны. После проведения расследования Комитет препровождает свои выводы государству. Оно, в свою очередь, должно через шесть месяцев представить дополнительные замечания. Комитет кратко излагает свои выводы общественности. Государство, ратифицировавшее Факультативный протокол, может отказаться от процедуры расследования.

Какова роль гражданского общества в процессе мониторинга?

Гражданское общество играет важную роль в процессе мониторинга  на национальном и  международном уровнях. Что касается национального мониторинга, согласно Конвенции гражданское общество, в частности инвалиды и представляющие их организации, должны быть вовлечены и в полной мере участвовать в мониторинге процесса (см. статью Конвенции 33.3). В отношении международного контроля государствам-участникам предлагается должным образом учитывать активное участие инвалидов и представляющих их организаций при назначении экспертов для договорных органов (см. статью Конвенции 34.3). Кроме того, опыт других международных органов по правам человека подчеркивает важную роль гражданского общества в предоставлении достоверной информации для Комитета о грубых или систематических нарушениях прав человека.

Что такое подписание Конвенции?

Первым шагом к тому, чтобы стать участником Конвенции, является подписание договора. Государства и региональные интеграционные организаций (РИО), могут подписать Конвенцию или Факультативный протокол. Государство или РИО могут подписать Конвенцию в любое время. Подписав Конвенцию и Факультативный протокол, Государства или РИО могут сообщить о своем намерении предпринять шаги по обязательствам по договору в более поздний срок. Подписание обязывает в период между подписанием и ратификацией, воздерживаться от действий, лишающих объект возможности соблюдать положения договора.

Что такое ратификация?

Следующий шаг к тому, чтобы стать участником Конвенции и Факультативного протокола, является ратификация. Ратификация имеет конкретные меры, принимаемые государствами, и свидетельствует о намерении осуществлять юридические права и обязательства, содержащиеся в Конвенции и Факультативного протокола. Региональные интеграционные организации выражают свое согласие быть связанными положениями Конвенции или факультативного протокола через официальное подтверждение - акт, аналогичный ратификации.

Что такое присоединение?

Государства или организации региональной интеграции могут выразить свое согласие быть связанными положениями Конвенции и Факультативного протокола на основе акта о присоединении. Присоединение имеет такую же юридическую силу, как ратификация, однако, в отличие от ратификации, которой должно предшествовать подписание  юридических обязательств согласно международному праву, присоединение требует только одного шага - сдачи на хранение документа о присоединении.

Какова роль Специального докладчика по проблемам инвалидов?

На Специального докладчика по проблемам инвалидов возложена задача контроля за осуществлением Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов и докладов Комиссии Организации Объединенных Наций по вопросам социального развития, которая является одной из функциональных комиссий Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) Организации Объединенных Наций. Несмотря на то, что мандат Специального докладчика предоставляется по конкретным стандартным правилам, а не Конвенцией, работа Специального докладчика будет иметь непосредственное значение для осуществления Конвенции в результате степени совпадения между содержанием Стандартных правил и Конвенции. Стандартные правила, однако, не являются юридически обязательным документом.

Участвуют ли представители гражданского общества в переговорах по Конвенции?

В ходе своей первой сессии Специальный комитет постановил, что представители неправительственных организаций (НПО), аккредитованных при Специальном комитете, могут участвовать в заседаниях и выступать с заявлениями в соответствии с практикой Организации Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея неоднократно призывала предпринять усилия, направленные на активное участие организаций инвалидов в работе Специального комитета.

На протяжении всего процесса организации инвалидов и другие неправительственные организации играли  активную роль в предоставлении комментариев и информации с точки зрения проблем инвалидности.

Имели ли возможность национальные институты по правам человека участвовать в переговорах?

Национальные правозащитные учреждения (НПУ) принимали активное участие в переговорах. В результате усилий представителей различных НПУ государства согласились на специальную статью о национальных мерах по осуществлению и контролю, согласно требованиям которой  государства должны иметь определенную форму национального института по правам человека в том, что защищает, способствует и контролирует выполнение положений Конвенции.

Были ли проведены консультации на региональном уровне в ходе переговоров по Конвенции?

Региональные консультативные совещания были проведены в регионах России с 2003 по 2006 годы.  Итоговые документы заседаний, представленные предложения и рекомендации, отражающие национальные, субрегиональные и региональные приоритеты, внесли свой вклад в работу Специального комитета.